Прочитав название урока, вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь. Предлагаю вашему вниманию гаммы и упражнения, которые помогут вам выйти на рубеж осмысления блюза. При этом сразу стать блюзменом у вас вряд ли получится, но со временем обязательно.
Начнем со схем. Вот кантри-лад:
А вот блюзовый лад:
Напоминаю, что гриф рассматривается "лицом" к вам, при этом шестая струна находится слева, а первая- справа. Корпус гитары- внизу, а колки- наверху.
Здесь возможны разные варианты аппликатуры, поэтому предоставлю право выбора вам. Скажу только, что позиционная игра предполагает расположение каждого пальца на своем ладу, а до нот, выпавших за пределы позиции, придется дотягиваться или менять позицию. Некоторые аппликатурные модели этих гамм можно сыграть в двух соседних позициях. Попробуйте решить эту задачу самостоятельно.
Большой красный квадрат на этих схемах показывает местоположение тоники, как и в случае с уроком, где мы рассматривали пентатоники. Маленьким синим квадратиком обозначен хроматический (проходящий) звук. Проходящим он называется потому, что в процессе игры на нем не надо заострять свое внимание, он служит для окраски (оттенков) мелодии. В данных таблицах, там где он выходит за пределы позиции, я поместил его под четвертый палец (мизинец), но вы можете перенести этот звук на следующую струну (более тонкую), тогда фразы с ним станут несколько другими. Например, если вторую таблицу вы играете в V позиции и проходящий звук приходится на IX лад шестой струны, то вы можете перенести его на IV лад 5-й струны. Проигрывая этот вариант аппликатуры, можно использовать такой технический прием, как глиссандо (слайд), т.е. скольжение по струне без дополнительного извлечения звука. Прижимаете IV лад пятой струны, извлекаете звук и соскальзываете на V лад, получается слайд. Именно полутоновый слайд звучит лучше остальных и вы можете играть его везде, где сочтете нужным. К тому же он помогает плавно менять позицию. К этому хроматическому звуку можно сделать бэнд (подтяжку). Возьмите ноту, расположенную ниже проходящего звука по высоте, извлеките звук и немного подтяните струну, разница только в том, что это полутоновая подтяжка, то есть не очень сильная. Остальные правила, касающиеся пентатоник, распространяются и на эти гаммы.
Теперь пояснения. Кантри-гамма- мажорное наклонение. В нее вошли следующие ступени, относительно мажорной гаммы- 1, 2, #2, 3, 5, 6, то есть это та же самая мажорная пентатоника, только с проходящей (хроматической) #2 ступенью. С помощью этой гаммы вы можете играть импровизации, например в стиле рок-н-ролл или при обыгрывании блюза, если захотите придать ему мажорный (веселый, радостный, оптимистичный) оттенок. Одним словом, в хозяйстве пригодится. Я хочу сказать, что применение этой гаммы не ограничивается только этими стилями.
Блюзовая гамма сродни минорной пентатонике. Она состоит из 1, b3, 4, #4, 5, b7 ступеней и имеет минорный оттенок. Ее применение несколько более обширно, чем кантри-гамма. Кроме минорного блюза, ее можно использовать при обыгрывании любой песни, написанной в минорной тональности. А также она пригодится и для мажорного блюза.
http://www.guitar.ru/lessons/ant4/exmpl1-1.gif
http://www.guitar.ru/lessons/ant4/exmpl1-2.gif
Так соотносятся параллельные тональности. В одной и той же тональности принимаем за тонику разные ноты, C (до) - в случае мажорного (кантри) наклонения и A (ля)- минорного (блюз). Между тониками параллельных тональностей интервал- малая терция- полтора тона, при этом тоника мажора располагается ниже.
А так, для сравнения, можно проиллюстрировать соотношение одноименных блюз- и кантри-тональностей.
http://www.guitar.ru/lessons/ant4/exmpl2-1.gif
http://www.guitar.ru/lessons/ant4/exmpl2-2.gif
К сожалению, невозможно более подробно развернуть эту тему на одном уроке, поэтому вам придется приложить максимум усилия для самостоятельной проработки этого материала. Есть очень хороший способ проверить себя. Если позволяет возможность, занимаясь с "минусом", запишите все на магнитофон или компьютер и внимательно прослушайте что получилось. Фантазируйте, сочиняйте, изобретайте! Можно также внимательно послушать как играют опытные блюзмены: Эрик Клэптон, Би Би Кинг, Альберт Коллинз и другие. При усердных занятиях, я думаю, вы непременно их догоните. Ведь не боги, в конце концов, горшки обжигают!
Сергей Антонов (г.Санкт-Петербург)
E-Mail: sergeant@guitar.ru